Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

19.06.2024 16:19


МЕДИА-МУЗЕЙ КОЛЛЕДЖА – НАШЕ ВЕКОВОЕ ПРОШЛОЕ В ЛИЦАХ, СОБЫТИЯХ, ФАКТАХ




"Музеи – дело народное, общее
и потому все должны работать бескорыстно"
В. К. Арсеньев
 
"Музей – это мощный рычаг нравственного очищения"
М.Б. Пиотровский
 
"Я глубоко верю в важность музеев.
Я бы даже сказал, что об обществе можно судить
по качеству его музеев"
Ричард Форти
 
"Страна, в которой мало музеев,
бедна материально и бедна духовно.
Музеи, как и театры, библиотеки, – это средство свободы"
Венди Беккет

Говоря о славной вековой истории колледжа, нельзя обойти вниманием медиа-музей, основание которого стало естественной и органичной частью коренных преобразований в колледже.

Время неумолимо стирает события, факты, информацию о людях. Очень часто мы живем иллюзией, что с нашим приходом в конкретную сферу деятельности происходят самые значимые, важные события, которые определяют наше видение в организации и в профессиональном сообществе.

Музей – это место, где иллюзии рассеиваются и приходит понимание, что всё это уже когда-то было. Яркие события и наполненная молодой энергией студенческая жизнь, непрерываемый творческий образовательный процесс многих поколений педагогов, этапность учёбы и динамичный переход от педтехникума к училищу и колледжу и многое другое, что выстраивается в логическую цепочку тех преобразований, из которых скалывается жизнь образовательного учреждения и каждого, кто связан с ним всем сердцем и душой.

Как сказал один из современников: "Музей – это дверь прошлое и окно в будущее". Давайте вместе откроем эту дверь и познакомимся с историей появления медиа-музея в Хабаровском педагогическом колледже.

Впервые в настоящем его облике и содержании музей был открыт 11 сентября 2013 года, в день празднования 90-го юбилея колледжа. Первыми его посетителями стали многочисленные гости юбилейного праздника, а первую запись в книге отзывов сделал заместитель министра образования Хабаровского края А.М. Король.

Формат медиа-музея был необычен для музеев системы профессионального образования и вызывал искренний интерес у посетителей.

Чем же отличается медиа-музей от просто музея? Возвращаясь к истории его создания, мы вольно или невольно вспоминаем все те события, которые предшествовали созданию концептуально новой модели. А начиналось все так. В 1974 году, в канун празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, в педагогическом училище была создана группа "Поиск". Руководил группой преподаватель начальной военной подготовки, участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса В.А. Сысоев. Учащиеся, совместно с заведующими отделениями, преподавателем Сысоевым В.А., председателем комитета комсомола, студенческим профсоюзом, который возглавляла Марина Сорокина, проделали большую работу по оформлению альбомов к советским праздникам. В понимании того времени это были альбомы с вырезками из газет о праздниках, фотографии участников этих событий и рукописные тексты – таковы были требования того времени. За 8 лет накопился достаточно объёмный материал и было принято решение о создании в 1982 году Комнаты Боевой Славы. Располагалась она в рекреации второго этажа, ныне арт-зал, в учебном корпусе № 1. На тот период должности заместителя директора по воспитательной работе не было в штатном расписании училища, появится она только в 1990 году. Преподавателями под руководством председателя комитета комсомола проводилась большая работа по увековечению памяти участников Великой Отечественной войны. Таким образом, Комната Боевой Славы становится центром патриотического воспитания училища. Несомненно, это была востребованная и очень полезная работа, но сконцентрированная исключительно на патриотическом воспитании.

Тем временем приближался 70-летний юбилей училища и вдруг выяснилось, что в истории образовательного учреждения очень много "белых пятен". Во всех материалах об истории училища стояла дата создания педтехникума 1922-1923 годы, что вызывало сомнения, поскольку все государственные организации создаются нормативным административным актом, имеющим конкретную дату, это юридическая норма. Не было ни одного источника о предыдущих событиях и юбилейных датах. Практически отсутствовал материал об истории педтехникума, о создании структурных подразделений педтехникума и педучилища и многое другое.

И тогда по личной инициативе директора Гостева Геннадия Михайловича в рамках системных преобразований, принятых в 1990 году, началось строительство музея истории колледжа (первоначальное название Музей учительской славы). Поскольку помещений в приспособленном здании школы не хватало, было принято решение оборудовать музей в рекреации второго этажа.

Поскольку это решение было принято администрацией училища, просить средства у администрации КрайОНО было безнадежно. Опыта оборудования музея ни у кого не было, хотя коллектив преподавателей и сотрудников составлял на тот период 246 человек. Создали инициативную группу, посетили разные музеи г. Хабаровска, набросали совместно с преподавателем изобразительного искусства, талантливым художником Вареником Б.А. примерный эскиз музея и в лето 1991 года приступили к оборудованию. Большую работу по изготовлению стендов, стеллажей, планировке и обустройству помещения провели преподаватель труда Сергеев В.В. и водитель Черкасов Ю.М.

 01 сентября 1991 года обновленный музей принял первокурсников. Так появилась новая традиция проведения музейных уроков для первокурсников и учащихся школ. Руководить музеем поручили старейшему преподавателю колледжа Марии Вениаминовне Вольгушевой. К 70-летнему юбилею колледжа музей был дооборудован новой мебелью и выставочными витринами. Многочисленные гости юбилейного вечера во главе с заведующим КрайОНО Потапенко В.Н. были приятно удивлены появлением прекрасно оборудованного по тем временам музея.

Музей ХПК с 1991 по 2012 годы, преподаватель Крихтенко Тамара Владимировна проводит экскурсию


Создание музея совпало с происходящими в колледже масштабными преобразованиями – открытие специализаций на всех 13 отделениях, развитие научного потенциала и формирование системы непрерывного образования в системе "колледж-вуз", формирование комплексного учебно-методического обеспечения другие кардинальные перемены – они в корне изменили отношение краевых чиновников от образования к колледжу. Коллективу стали доверять проведение важных краевых мероприятий и активно поддерживались инициативы колледжа по открытию заочного и отделения иностранных языков. Колледж становится открытой структурой для учебных заведений дальневосточного региона по обмену опытом работы, в том числе и музейной работе. Усилиями руководителей музея, отличников народного просвещения РСФСР: преподавателя истории и философии Макуха А.В., заведующей школьным отделением Казицкой Г.М., заслуженного учителя Российской Федерации, преподавателя методики природоведения Крихтенко Т.В., музей стал востребованной структурой в воспитательной системе колледжа.

Впервые, в 1993 году, появилось первое системное издание об истории колледжа. Всего было изготовлено 10 экземпляров, печаталась книга в предметной (цикловой) комиссии филологических дисциплин лаборантами Астафьевой О.В., Аладинской А.П., переплет был выполнен преподавателем методики технического труда Быковым И.И. Это, можно сказать рукописное издание, высветило множество проблем в изучении истории колледжа. Многочисленные альбомы, накопленные в музее за многие годы, не давали ответа, когда был создан педтехникум, не было информации о руководителях педтехникума и педучилища, о важных событиях в жизни педтехникума, а главное, не было хронологии событий с конкретными датами и причинно-следственными связями того или иного события. Мы осознавали, что полумерами такой огромный объём работы нам не одолеть, тем более, что с началом 90-х наступил очень тяжелый период выживания педколледжа как самостоятельной структуры.

С появлением в колледже компьютерной техники, формирование и развитие информационных технологий заставило нас по-другому использовать накопленный архивный материал. Важным событием в дальнейшем развитии музея стала подготовка к 85-летию колледжа и выпуска книги "Хабаровский педагогический колледж: люди и события, 1923-2008 годы".

Настало время систематизировать накопленный материал и рассказать о людях, работавших и работающих в колледже. Оказалось, что это очень тяжелая, эмоционально затратная работа – собрать сведения о каждом преподавателе и сотруднике. Учитывая большой объём материала и во избежание ошибок, коллективу была предложена простая технология – каждый сотрудник пишет небольшую автобиографию о себе, где и когда родился, где учился, где и кем работал и т.д. Нужно было подготовить от полутора до двух страничек печатного текста с фотографией, но, как оказалось, для многих педагогов, особенно ветеранов, это было не под силу. Почти два месяца Тамара Владимировна Крихтенко собирала эти сведения, в конечном итоге о многих сотрудниках ей пришлось готовить текст самостоятельно. Примечательна реакция некоторых членов коллектива после выхода книги, особенно тех, кто никак не смог себя заставить написать свою автобиографию. Почти полгода заведующий музеем "отбивалась" от претензий: "Почему о этом преподавателе написано много, а обо мне мало?".  Достаточно сложно было собрать объективный материал о руководителях педучилища, в материалах музея буквально о каждом было сказано несколько строк текста. Так, например, Семен Иосифович Креймерман проработал директором училища 12 лет, в самое тяжелое время восстановления педучилища в г. Хабаровске. Арендованное помещение средней школы № 19, три здания общежитий в разных местах города, формирование ученического и преподавательского коллектива – это невероятно трудная, титаническая работа, чтобы в таких условиях возродить педучилище, и это историческая несправедливость, когда его работа в училище освящается всего лишь в несколько строк. Попытки собрать сведения о преподавателях, руководителях сводились к простой формуле "умный, добрый, справедливый" или "злой, тиран, несправедливый", т.е. давались сугубо эмоциональные и крайне субъективные оценки, без освещения профессиональной деятельности и достижений образовательного учреждения того времени. Пришло понимание, что нужно концептуально изменить подходы к сбору исторического материала. Приходилось изменять сознание педагогического коллектива, поскольку для многих сотрудников было присуще непонимание целей и задач развития, проще было думать "как хорошо было в педучилище и как сложно работать сейчас". Оценка происходящих событий укладывалась в Пушкинские строки: "Настоящее – постыло, что прошло – то будет мило"…

Уже более 15 лет как учебное заведение прошло аттестацию и было реорганизовано в педагогический колледж. Произошли кардинальные изменения в структуре, в организации учебного процесса, в научно-методической работе, в работе с социальными партнерами, учебно-материальной базе. Уже было выпущено 2 книги об истории колледжа и подготовлено 2 видеофильма с глубокой исторической проработкой, а в музее эти изменения не находили должного отражения.

Намного сложнее стало работать и в должности заведующего музеем, пришло поколение молодых преподавателей и, главное, студентов, которые обладали уверенными навыками поиска информации в сети Интернет, а востребованность исторического материала на бумажных носителях и, соответственно, посещаемость музея стала крайне низкой. Нужна была свежая идея, как приблизить исторический материал к процессу обучения, сделав его понятным и доступным для студентов и преподавателей.

Так, в 2009 году родилась концепция медиа-музея, толчком к рождению которой послужил простой случай – как-то утром, подходя к колледжу от автобусной остановки, заметил в мусорных баках большое количество добротных альбомов. Ветер лениво листал страницы, мелькали фотографии, с которых смотрели люди, спокойные, веселые, смеющееся или грустные, люди, которые прошли свою дорогу, называемую жизнь. До появления интернета, домашние альбомы были нравственной, духовной ценностью каждой семьи, связью между поколениями. Стало горько от мысли, что и нас потомки выбросят на помойку, если мы не сделаем так, чтобы наша жизнь, жизнь колледжа, стала интересна поколению, выросшему и воспитанному интернетом. Используя современные технологии, началась активная работа по переводу всего исторического материала в цифру. Работа по оцифровке материалов была сосредоточена в созданном тогда отделе компьютерного обеспечения. Заведующий отделом Власов В.В., заведующая музеем Крихтенко Т.В., лаборанты проделали большую работу по размещению материалов на сервере музея. Творческая группа студентов под руководством заведующего музеем провели ревизию фонда, внесли изменения и дополнения в исторический материал. Начала формироваться система сбора информации о важных событиях в колледже, выстроенная не на амбициях и субъективной оценке, а на реальной, объективной оценке тех сотрудников, чья инициатива, энергия, талант, труд вносили позитивные изменения в работу колледжа. К этому времени был накоплен достаточно объёмный материал, заполняющий многие "белые пятна" в 90-летней истории колледжа.

Встреча поколений: школьники, студенты педагоги

и ветераны колледжа, 2015 год

Музейные уроки для школьников проводят

студенты колледжа, 2018 год

С энтузиазмом началась работа по выпуску третьей книги и буклета, а затем и четвертой книги о колледже.

Юбилейные издания об истории колледжа, 2013 – 2023 годы

К дальнейшему развитию музея нас подталкивал и печальный опыт Комсомольского-на-Амуре педагогического колледжа. Он был создан в 1983 году, переводом физкультурного отделения Хабаровского педагогического училища в г. Комсомольск. За годы своей работы колледж накопил достаточно интересный опыт подготовки педагогических кадров, оборудованы были прекрасные кабинеты, сложилась своя история, многие преподаватели проработали в колледже всю свою жизнь. Но начался период оптимизации (читай закрытия) учебных заведений среднего профессионального образования. К сожалению, наши попытки, в том числе как председателя Совета директоров педколледжей Дальневосточного региона достучаться до администрации Комсомольского колледжа по изменению структуры подготовки закончились неудачей, и решением министра образования А.А. Базилевского колледж в 2006 году был реорганизован в филиал Хабаровского педколледжа, а затем в 2008 году был и вовсе закрыт. На обращения передать исторические материалы в музей Хабаровского педагогического колледжа мы получили отказ, что таких материалов у них просто нет. Так грустно закончилась 25-летняя история одного из учебных заведений, чьи выпускники успешно работают во многих школах и детских садах Хабаровского края, но теперь память о колледже ограничивается только временем их жизни и "сухими" справками из личных дел городского архива.

Для подготовки проекта медиа-музея мы обратились в художественную студию, где к нашей удаче работали выпускники нашего колледжа по специальности "Дизайн". Они предложили проект оформления медиа-музея как историческую киноленту, где органично соединяются три этапа развития колледжа. До 2013 года шла напряженная работа по систематизации исторического материала и в августе первые стенды были размещены в музее. Казалось, еще немного усилий и можно разрезать "красную ленточку" вновь открытого музея, но неожиданно наша выпускница за три дня до юбилея уезжает в Приморье, перепоручив оформление другому специалисту. Все пришлось начинать заново, объяснять, где и какие фотографии разместить, синхронизировать текст и многое другое. Но мы приложили все силы, чтобы открытие состоялось в установленный нами срок!

Экскурсию для гостей колледжа на открытии музея проводит директор Гостев Геннадий Михайлович, 11 сентября 2013 года

Памятное фото с гостями колледжа возле Древа ХПК, 2013 год ффффф



Удачным получилось не только размещение стендов, но и получившая продолжение моя идея о Древе колледжа, которую талантливо воплотила преподаватель дизайна Кирпичева Е.Д.

Древо ХПК продолжает расцветать новыми свершениями и исторически значимыми событиями, о чём порадовался, приехав в 2023 году на празднование 100-летнего юбилея колледжа.

Сегодня медиа-музей не только центр воспитательной работы, но и место, где новому поколению студентов, членам педагогического коллектива, сотрудникам предоставляется прекрасная возможность погрузиться в вековую историю, ощутить свою причастность к могучему талантливому сообществу, имя которому – НАШ ЛЮБИМЫЙ КОЛЛЕДЖ!



Хочу обратиться к студентам словами знаменитого режиссёра Кристофера Вальца: "Читайте книги, ходите в музеи, смотрите спектакли, только, ради Бога, не изучайте жизнь по фильмам, телевизору и интернету!"



С уважением к продолжателям истории колледжа, Г.М. Гостев,

май, 2024 г.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер